Геодезическая опорная сеть позволит установить магнитные элементы в проектное положение с высокой точностью.
С точки зрения позиционирования магнитных элементов всей ускорительной системы, синхротрон СКИФ очень жесткая машина. Требования к точности монтажа оборудования в некоторых местах доходят до 30 микрометров (мкм) — проще говоря, оси двух стоящих рядом магнитов могут быть развернуты на величину в три раза меньше толщины человеческого волоса. Такие требования связаны с рекордными параметрами физической установки — эмиттанс пучка синхротрона СКИФ будет беспрецедентно мал, всего 75 пм·рад, и сделает его самым ярким источником СИ в мире.
Чтобы выставить все элементы накопительного кольца с высокой точностью, специалисты заранее создают геодезическую опорную сеть — основу, относительно которой производится монтаж оборудования. На данный момент на стенах накопительного кольца уже закреплены все геодезические знаки, позволяющие организовать пространственную связь всех частей комплекса. Следующий этап — нанесение остальных координатных точек, по которым будут устанавливаться плиты под несущие конструкции (гирдеры), водяные стойки, прокладываться силовые линии и многое другое. Геодезисты ИЯФ СО РАН относят эти высокоточные работы к одним из самых сложных в своей области.
«Возведенное здание является для нас неким строительным футляром, в который мы, еще до монтажа оборудования, должны поместить модель всей физической установки и сделать это наилучшим образом, — прокомментировал старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат технических наук Андрей Полянский. — Для этого и создается геодезическая сеть всего ускорительного комплекса: линейного ускорителя, бустера-синхротрона, канала транспортировки, а теперь и накопительного кольца. На данный момент на стенах в тоннеле накопительного кольца закреплены геодезические знаки и выполняется разметка на полу».
На экране монитора геодезическая сеть и проектные координаты оборудования накопительного кольца синхротрона СКИФ представляет собой множество, около 10 000, разноцветных меток, расположенных по круговой орбите, периметр которой составляет 476 м. Каждая метка обозначает место, где и какое оборудование должно быть установлено в здании: от точек подвода воды и электрических кабелей до точек под опоры гирдеров и каждого магнитного элемента на них. Какие-то точки просверливаются, какие-то подписываются маркером. В каком-то смысле это похоже на карту местности.
«Работа объемная и требует от специалистов высокой концентрации. Мы отвечаем за геометрические параметры машины, которые при строительстве современных ускорителей частиц с их требованиями по точности, становятся приоритетными», — добавил Андрей Полянский.